28 июля 2013 года весь
православный мир отмечал 1025- летие Крещения Руси. Хотя православие появилось
в Киевской Руси значительно раньше, статус государственной религии оно получило
в 988 году.
Первой в княжеской среде христианство
приняла княгиня Ольга. Будучи одарена необыкновенным умом и огромной духовной
силой, она стремилась к истинной вере. В 955 году она отправилась в
Константинополь (Царьград). Император Константин радушно принял гостью. Во
время торжественного обеда император с интересом беседовал с княгиней. Он был
поражен и удивлен ее мудрыми суждениями, покорен ее натурой, величием и
предложил ей стать его женой и соправительницей.
Умная Ольга не стала обижать
Константина. Она ему не отказала, делала вид, что обдумывает предложение, но поставила условие,
что сначала она должна принять крещение и крестным отцом должен быть сам
император. После крещения император устроил пир и вновь заговорил о браке. Ольга без раздумий и замешательства
ответила ему: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал меня
дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». Император восхитился
ее умом и отказался от своих притязаний.
Пыталась склонить к христианству
Ольга и своего сына Святослава: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты
познаешь, тоже станешь радоваться». Но князь не хотел принимать новую веру, боялся, что над ним будет
смеяться вся его дружина. Он рос воином, и не хотел отказываться от язычества. А
во внуке своем Владимире княгиня посеяла добрые семена православия, занимаясь
его воспитанием.
Богомудрая княгиня,
православных берегиня,
Со апостолами вкупе
прославляешь ты Творца.
Пусть, как раньше,
так и ныне, по мольбам твоим, княгине,
Своим светом
невечерним просветит нам Бог сердца. В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной.
Принятие христианства святым
князем Владимиром, крещение им русского народа- подвиг, равный подвигу святых
апостолов, поэтому Святая Церковь называет святого равноапостольным князем.
В молодости князь Владимир был
яростным язычником, жестоким воином, любителем женщин и вина. Его чудесное
преображение в святого правителя Руси от того ещё более удивительно.
Началом чудесной перемены стал
трагический эпизод смерти первых славянских мучеников за Христа. Языческий
обычай требовал от правителя кровавой жертвы славянскому божеству Перуну после
победоносного похода на ятвягов. Был брошен жребий, павший на мальчика по имени
Иоанн. Его отец Феодор отказался выдать сына, объявив о своём христианстве.
Разъяренная толпа зверски убила отца и сына, ставших первыми мучениками Руси. Погибая,
мученик Феодор сказал: «У вас не боги, а дерево, нынче есть, а завтра сгниют…
Бог один, Который сотворил небо и землю, звёзды и луну, и солнце, и человека».
Кровавая жертва произвела
глубокое впечатление на князя, став одной из причин поиска новой веры. Как
мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. Разгульное
поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых
почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества.
Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в
идолов, поставленных на Киевском холме. Ничего не вышло. Людская кровь не дала
прочного фундамента Киевскому государству,
нужна была сплочённость и высокий моральный дух граждан. Летописец
пишет, что князь отправляет послов во все крупные государства, граничившие с
Киевской Русью, чтобы познакомиться с их религией..
Прибыли послы из Хазарии —
хазарские правители-иудеи. Князь спросил их о судьбе государства Израиля. Узнав
о его гибели, Владимир отказался от принятия иудаизма. Предложение принять ислам князь
отверг, потому что эта вера запрещает употреблять спиртное и есть свинину, а
сало и слабоалкогольные напитки — основа продовольствия в военных походах
славянского государства.
Латинское христианство князь
Владимир отверг, говоря, что не может человек быть наместником Бога на земле.
Сказалось в этом решении воспитание Ольги и ее авторитет.
Греческое христианство привлекло
княжеских послов стройностью и красотой богослужения, величественной
архитектурой и искусством. На приёме монах-проповедник показал князю икону,
изображающую Страшный суд. Печальная участь грешников и вечная радость
праведников оставили глубокий след в душе будущего святого.
В 988 году
князь Владимир Святославович принимает крещение, а затем крестит Киев и
Новгород. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в
Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями
народа и подавлением их силой. Непросто было отказаться от привычных богов,
боялись люди их гнева. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и
финно-угорские племена сохраняли определённую автономию, христианство
распространялось и после смерти Владимира, но уже не силой, а убеждением.
Став христианином, святой князь
Владимир остался в народной памяти Владимиром «Красно солнышко» — лучшим
правителем Руси. Своим примером он показал народу, как нужно жить. Милосердие к
подданным, постоянные милостыни нищим, строительство храмов, надёжная защита
государства, расширение его границ — всё это привлекало к нему народ. Князь
стал настолько милостивым, что наложил запрет на смертную казнь преступников.
Христианство поставило личность
каждого человека на совершенно новый качественный уровень: по новой религии
путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного
исполнения ими своих обязанностей на земле.
Принятие христианства
содействовало развитию зодчества и живописи, проникновению византийской
культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение
кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси
возникли первые памятники древнерусской письменной культуры. Русь встала в один
ряд с другими государствами и никто не мог более сказать, что она варварская.
Впервые юбилей Крещения Руси
праздновался в 1888 году (900 лет). Центром торжеств был Киев. Нынешний
праздник отмечается как в России, так и на Украине, в Белоруссии. История у нас
на всех одна.
|